Тема готовности детей к школе весьма интересует всех: специалистов, работающих с дошкольниками, учителей начальных классов, школьных психологов и, конечно, родителей. И это вполне обоснованный интерес: ведь будущие первоклассники скоро вступят в принципиально новый для них мир, приобретут другой социальный статус, и все это произойдет на фоне очередного возрастного кризиса – кризиса 7 лет.
Специалисты выделяют 3 этапа становления позиции школьника:
- Уже к шести годам у детей появляется интерес и положительное отношение к школе, при этом ребенка еще не интересует собственно учебная действительность. По сути, это еще дошкольная позиция, перенесенная на отношение к школе (ребенок хочет пойти в школу и сохранить дошкольный образ жизни).
- Далее позиция школьника развивается в направлении интереса к содержательным моментам школьной жизни.
- И лишь на восьмом году жизни возникает собственно позиция школьника, когда в мотивации начинают преобладать учебные составляющие школьной жизни.
Волевая готовность к школе означает способность ребенка контролировать свою деятельность с помощью волевого усилия. В поведении это проявляется через умение слушать, принимать и точно выполнять задания взрослого, через готовность действовать в соответствии с правилами и следовать образцу. Если волевая готовность сформирована, то ребенок способен достаточно долго выполнять не очень привлекательное для него задание.
Мотивационная готовность — это еще один аспект социально-психологической готовности к школе. Если воспитанник подготовительной группы понимает важность и необходимость учения и демонстрирует желание ходить в школу для того, чтобы получать новые знания, тогда можно говорить о наличии у него учебной мотивации. Ребенок с несформированной мотивационной готовностью проявляет интерес не к учению, а к внешним проявлениям школьной жизни: ему нравится форма, ранец, привлекает то, что в школе учится его друг или то, что можно будет не спать днем. У старших дошкольников присутствуют и другие мотивы, побуждающие ребенка идти в школу: желание быть похожим на взрослых, интерес к новым видам деятельности, стремление к самостоятельности, самоутверждение.
Уровень развития познавательной потребности — один из ведущих показателей психологической готовности детей к обучению в школе. Еще на занятиях в детском саду через игру необходимо формировать у детей интерес к самому процессу получения новых знаний. Кроме того, чтобы сформировать мотивационную готовность детей, взрослые должны показывать будущему школьнику важность учебной деятельности по сравнению с игрой дошкольника и относиться к ребенку как к более взрослому и ответственному человеку.